Наркотическая
ситуация в России динамично усугубляется. Идет процесс «омоложения»
потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних
детей. Сегодня в большинстве зарубежных стран антинаркогенное обучение
начинается уже в дошкольном возрасте.
Употребление наркотиков представляет собой одну из характерных
особенностей нашего времени. Наркомания считается молодежной проблемой.
Во-первых, потому, что наркоманы редко доживают до пожилого возраста и
погибают в возрасте 30-35 лет, во-вторых, потому, что это явление
существует как часть молодежной субкультуры. В группу риска, наиболее
подверженную развитию наркотической зависимости, попадают в основном
подростки. Дети дошкольного возраста употребляют наркотики не
самостоятельно, а по требованию взрослых, под их давлением. В первую
очередь это относится к социально неблагополучным семьям: здесь дети
привлекаются к «зарабатыванию» денег путем побирушничества или же на
время «удаляются» из активной жизни, чтобы не мешать матери заниматься
проституцией. От детей в этих случаях требуется противоестественно долго
спать. Для этого им дают снотворно-седативные препараты. Если такие
препараты принимаются в больших дозах и в течении длительного времени,
они способствуют развитию физической и психической зависимости и
попадают в один ряд с наркотическими средствами.
Эти ситуации не имеют отношения к там семьям, которые водят своих
малышей в детский сад. Но для многих родителей, имеющих детей
дошкольного возраста, детская наркомания оказывается страшным призраком,
выглядывающим из «прекрасного далека» - грядущего подросткового
возраста. Они хотят знать, как избавить своего ребенка от подобной
угрозы.
Существует ли и в чем может заключаться профилактика наркомании?
На
данный момент доказано, что наиболее эффективной в этом плане является
первичная личностно-ориентированная профилактика наркотизации детей и
подростков. Поколение молодых людей, которому сейчас до 20 лет,
оказывается повально вовлеченным в употребление наркотиков.
«Благополучный район», «престижное учебное заведение», наличие
железных дверей не являются большой преградой, запрет и запугивание не
работают. Идет «охота» на детей из благополучных семей. При проведении профилактической работы следует учитывать, что приобщению
дошкольников к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных
веществ способствуют специфические психологические факторы. Это
восприимчивость, внушаемость, которые, в
сочетании с пристальным интересом к миру взрослых, могут в
неблагоприятных условиях составить основу установки на употребление ПАВ. С другой стороны, существует ряд причин, которые могут сделать антинаркогенное обучение эффективным уже в дошкольном возрасте: - Усвоенные в период детства ценности, установки, модели поведения во многом определяют поступки взрослого человека;
- Именно
в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок может успешно овладеть
средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также
состояния и поведения других людей. Ребенок впервые становится способен к
поведению, подчиненному определенным, однозначным правилам и нормам.
- А,
значит, проведение профилактики злоупотребления ПАВ среди дошкольников с
опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективным.
Существуют представления, что интерес к
наркотикам и их употреблению находится в прямой зависимости от
правильного или неправильного воспитания в семье. Психологи и наркологи,
однако, считают такое утверждение «бытовым».
Наркоманами становится люди, получившие самое разное воспитание. Нет
никаких директивных методов, с помощью которых можно было бы
застраховать ребенка от наркомании. Но выделяют два фактора, которые могут оказать влияние на развитие склонности к наркомании: - Неблагополучный эмоциональный климат в семье в результате нарушения внутрисемейных отношений;
- Личный пример родителей, злоупотребляющих, к примеру, алкоголем.
Поэтому Всемирная организация терапевтических сообществ, которая
помогает наркоманам и их семьям по всему миру, рекомендует следующее: - Не злоупотребляйте алкоголем и наркотиками сами;
- Постарайтесь научить ребенка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены.
Он
обязан понимать, что осуществление его желаний происходит не сразу и не
всегда, что для этого необходимо приложить труд, что в обмен на
выполнение желания он должен нести какую-то ответственность в семье или
перед друзьями.
Уважаемые родители! Уделяйте детям больше внимания и ласки. Ведь здоровье Вашего ребенка в Ваших руках! телефон доверия Управления ФСКН России по Тульской области (26-18-14)
|